О компании » Экспертизы » Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза — комплексное психологическое обследование человека, производящееся с целью уточнения сведений, которые могут помочь следствию и суду установить истину. Психологическая экспертиза призвана раскрыть смысл тех или иных действий человека, особенности его психологического восприятия и отношения к тем или иным обстоятельствам.

Главным объектом судебно-психологической экспертизы являются живые лица, а предметом исследования – психическая деятельность субъекта правовых отношений (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика), т.е. психическая деятельность лица в ситуациях, имеющих юридическое значение.

Производится судебно-психологическая экспертиза психологом, имеющим высшее образование, а также работающим в данной сфере. Для оценки компетенции эксперта выясняется конкретная сфера работы психолога, его стаж работы в данной области и профессиональные возможности.

Основанием для назначения судебно-психологической экспертизы служит постановление судьи, прокурора, дознавателя, следователя, а также определение суда. Экспертиза проводится только с согласия подэкспертного.

Судебно-психологическая экспертиза проводится с целью:
– Установления степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения.
– Выявления у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности.
– Установления психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами.
– Установления психологической совместимости супругов.
– Установления способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.
– Установления способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями.
– Установления способности психически здоровых свидетелей и потерпевших правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
– Диагностики наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека.
– Установления способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
– Установления возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т. п.
– Диагностики индивидуально-психологических особенностей, способных существенно влиять на поведение субъекта.
– Установления ведущих, упрочившихся мотивов поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность.
– Установления наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

Для проведения судебно-психологической экспертизы необходимо:
– Взаимодействия непосредственно с подэкспертным лицом.
– Медицинские карты.
– Личное дело.
– Характеристики.
– Тексты СМИ.
– Музыкальные и аудиовизуальные произведения и т.д.

Преимущество независимой экспертизы состоит в том, что экспертное заключение, выдаваемое заказчику, имеет статус официального документа доказательного значения и может быть использовано в суде.

Примерный перечень вопросов, решаемых судебно-психологической экспертизой:
• Обладает ли испытуемый свойством повышенной внушаемости?
• Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого существенно повлияли на его поведение в конкретной ситуации?
• Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими?
• В чем заключаются индивидуально-психологические особенности ребенка?
• Каким образом определяется уровень психического развития ребенка?
• Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?
• Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?
• Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?
• Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (другого воспитателя) на психологический уровень и специфику психического развития ребенка?
• Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребенка, если учитывать особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенности ребенка и родителей, особенности сложившихся между ними отношений, привязанностей, системы ценностей и отношений родителей, стиля воспитания?
• Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?
• Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием? Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?
• Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?
• В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?
• Каковы психологические перспективы жизни ребенка в «альтернативной» семье?
• Имеются ли у ФИО признаки негативных переживаний (нравственных страданий) в связи с (обстоятельствами)? Если имеются, то в чем конкретно они выражены, какова степень их глубины, стойкости и интенсивности?
• Имеются ли изменения психического благополучия ФИО в результате (обстоятельства)? Если да, то имеется ли причинно-следственная связь между (обстоятельствами) и последующим психологическим состоянием ФИО? Имеются ли неблагоприятные последствия в данный момент?
• Какие индивидуально-психологические особенности имеются у ФИО, и каким образом они могли повлиять на эмоциональное состояние (глубину нравственных страданий) лица в связи с (обстоятельствами)?
• Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, эмоционально-волевые, характерологические, мотивационные и иные), оказавшие существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации?
• Присутствуют ли у испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не имеющие отношения к психическому расстройству? Если да, то в чем конкретно они находят свое выражение?
• Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности возраста, а также определенные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что испытуемый был в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и смысл своих действий и управлять ими?
• Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, способные повлиять в значительной степени на специфику его поведения в конкретной ситуации?
• Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенностей испытуемого, особенности его психологического состояния, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что подэкспертный мог правильно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?
• Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
• Имеется ли у подэкспертного склонность к патологическому фантазированию?
• Находился ли погибший перед смертью в психическом состоянии, ставшем причиной самоубийства?
• Был ли погибший перед смертью в каком-либо эмоциональном состоянии, повлиявшем на его поведение в данной ситуации? Если да, то что вызвало это состояние?
• Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и человека, который совершил самоубийство?